Комментарий редактора

Степан Некрасов.

Техногенный кураж.

Ht: А. Чехов. "О любви". Можно ли считать Алехина Человеком В Футляре? Почему рассказы распложены в таком порядке?

Рассказы расположены в таком порядке по причине, которую заметил только я: антиникотиновая кампания.  В "ЧвФ" Иван Иванович (ИИ; не путать с Artificial Intellect) в конце курит; в "Крыжовнике" - уже спит, а трубка лениво лежит рядом; наконец, в "О любви" оный ИИ любуется пейзажем и думает о молодой даме (точнее, о её скорбном лице, но мы-то с вами умеем жонглировать словами). Всё вместе означает, что рассказ про ягодный кустарник идет вторым. Далее оставшиеся два. Чехов, видимо, был добрым, поэтому количество никотина в финалах уменьшается с ростом порядкового #. В советское время был культовый плакат: "Не пью ни грамма!", но его идеологическое действие оказалось нулевым. А художественная литература адресована тем слоям общества, которые считают курение шикарным - они-то и должны были оDOOMаться.

Г-н Алехин - не ЧвФ. Общение с плебсом, с Лугановичами, любовь к замужней женщине несвойственна для асоциальных людей. Сокрытие любви свидетельствует о наличии такой малораспространенной фичи как совесть. Бывает и значительно ужаснее. А на предмет "можно ли считать" - я не запрещаю.


Ht Рассказы Чехова/Бунина о любви. Можно ли сопоставить их?

Можно, причем даже не единожды (в отличие, скажем, от прыжка с небоскреба на вращающиеся лопасти винта вертолета); для одного из частных случаев это уже было сделано на предпредыдущей странице. Честно говоря, Бунин позиционирует дискретность: либо ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВАЯ любовь, либо... (гм. в таких случаях пишут: "...blew himself up.") применение огнестрела в нормальном режиме. Любопытства ради я открыл повесть "Митина любовь" - сплошная медвежуть, а потом ГП "с наслаждением выстрелил" себе в рот. Весело, не правда ли? И что должны делать казуалы, прочитавшие это?

Чехов в этом смысле безопаснее - вместо суицида предлагается сгорбиться, погасить огонь в глазах (IMHO, при помощи Firetruck'a) и посвятить свою жизнь грустным мыслям (а вовсе не DOOMам, как могли помыслить некоторые). Скучноскучноскучноску... .EXE

Мораль: слушайте "Эльдорадио", развлекайтесь и верьте в то, что все хорошо. Так и будет, не вопрос.


Ht "Макар Чудра" (Горький) Что в структуре напоминает Чехова?

Рекурсивный рассказ: главный дедуля рассказывает собравшимся всякую муть и наслаждается аффектом, покуривая (опять...) и разводя тары-бары про морали и жизненные принципе. Хотя эти принципы больше похожи на Бунина: давайте расшотганим всех, кто не подходит под наше мировоззрение. Быть убитым собственным ножиком (ещё и в спину) - это облажание гигантского калибра. Не пойдет.


Перекличка финалов в "Маленькой трилогии".

Про антиникотиновую кампанию можно прочитать в моих "Воззрениях на литературу и жизнь", поэтому повторяться не буду. Едва ли можно выжать из сравнения финалов что-то еще такой же мощности (и почему в песнях слово "power" всегда переводят как "сила"?), но надо, поскольку 1d2 по литературе не есть шарманЪ.

Проклятущий Чехов написал все три рассказа (я *мыслю*, что мы с вами знаем, какие) в одном и том же - 1898 - году от Р.Х., поэтому изобразить мистическо-хронологическую зависимость не удастся (по крайней мере мне; монстры вроде <name> вполне могут знать точные даты написания). Есть груда мелких мыслей.

Последние предложения в рассказах образуют ряд с укрупнением временного плана (зумаут). В "ЧвФ" (далее предполагается, что порядок идентичен расположению рассказов в книге: "ЧвФ" - "Крыжовник" - "О любви") последняя фраза - про то, как ИИ закурил трубочку: быстрое действие. В сел дующем рассказе - про дождь, льющий ВСЮ НОЧЬ; в "О любви" - вообще про неопределенное, но явно долгое время. Подключаем модуль LyricWords... Конечно! На лицо переход от сиюминутных суматошных мыслей к чему-то большому и светлому.

Про уменьшение в финале текста, описывающего не саму историю, а посиделки с чаем и прослушиванием рассказов (довольно коряво; но слова автора еще корявее - а еще "велмогущий"...)  можно сказать, что история с переживаниями гораздо важнее, чем болтовня про распятие из слоновой кости и блестящий плес. Но как-то кисло. [пометка В.Н.Шацева - "Что это значит??"]

Но вот что странно: все эти люди (Буркин, Алехин, ИИ (упаси бог! не Игорь Исупов* [сноска - Главный редактор межгалактического учутельского журнала Game.exe]) принимают эти нудные рассказы как нечто очень крутое. Естественно, поскольку эти рассказы написали не Алехин и ИИ, а сам Чехов, а прилюдно... гм... критиковать свое творение нет смысла. Что-то мне подсказывает, что настоящие люди (даже в 1898 году), заснули бы с вероятностью значительно большей, чем 1e-19. Поскольку наряду с литературой есть Лень. Я уж не говорю о современном мире, где есть "TV, делающее суперзвезд, где бы ты ни был" (угадайте, откуда; не .EXE), ADnD, CP, SF, SSG, BFG, KDE, HTML, DOHC и еще очень много страшных слов.

Так что общей для всех финалов чертой является идеализация. Грустные белые мущщины сидят за столом и рассуждают о грустной любви к грустным (почти всегда) белым женщинам. Такая жизнь не то что не кипит, она разлетается на кусочки при ударах мощных мыслей (ибо замерзла). Я больше люблю, когда газ в пол, дым из под колес и nobody can do it better through the passion & through pain (возможно, тут есть ошибки; извините все). И потом, я просто люблю знаки &. Особенно желтые и коричневые... Извините отвлекся.

Иван Иванович все время намекает на то, что неплохо бы делать добро - значит, он L+ (lawful good, черт побери). Буркин тоже L, но не так экстремально (ибо учитель). Он более практичен и отзывается просьбой дать поспать на разглагольствования ИИ. Почти "Специальный приз" .EXE

По-моему, Чехов так грустно писал свои опусы из-за того, что был болен почти всю жизнь (или нет... не помню). Но если сам меланхолик, зачем других проваливать в липкую и гадостную грусть (слава богу, не меня, но мне известны 3+ случаев)? Это у вас называется "общение читателя и писателя"? В одной не очень известной игре вполне можно умереть из-за попыток стать великим писателем. Так что все это очень невкусно.

И самое главное : все три финала одинаково НЕИНТЕРЕСНЫ. Вот так.

P.S. Не в тему, но почему-то вспомнилось. По "Эльдорадио" (101.4 FM, им доверяет удача) иногда передают песню, в которой девушка красивым голосом поет: "Close your eyes, give me your hand; do you feel my heart beatin'? do you understanД?" Так вот, я говорю иначе: "Open your eyes and see the difference".

Вердикт В.Н.Шацева: 3/4.


Чехов & Бунин: финалы рассказов о любви.

В очередной (похоже, уже 4-й) раз пережевываем эту тему. Мировое сиквелостроение сильно выигрывает. Итак, ladies & gentlemen, рад представить "Финалы-4" - психоделическую трагикомедию в 1d8+1 действиях.

{And I kissed her goodbye}

В будущем и в этой работе прошу рассматривать фразы в фигурных скобках как заголовки подтем (поскольку я ужасно грамотный). Итак, за некоторое время до последнего байта в каждом рассказе все ультимативно здорово: художник, стоя неподалеку от дома с мезонином, "осыпает поцелуями ее лицо, плечи, руки" (это про Мисюсь), в "О любви" Алехин счастлив, что хоть некоторое время может провести с Анной Алексеевной (хотя сам говорить, что несчастлив), у Бунина вообще  <плохое слово>... Если дальше все отрубить каким-нибудь куском Cold Iron, то получатся великолепные материалы для идеологического обучения: смотрите, дети, любовь - это круто. Но русская национальная привычка грустить пробирается по подпотолочным трубам, спокойно выдерживая минуту только на левой руке (в правой у нее М60) и укоризненно смотря на заметивших ее зелеными глазами.

{Said all beauty must die}

Всё за то, что Бунин  был человеком действия. Девушка ушла после <плохое слово> - берет за руку товарища Кольта (Браунинга, Смита с Вессоном, Глока, Томпсона (Хантера С.), Ремингтона, Маузера или даже Калашникова, Драгунова, Макарова) и устраиваем локальную, но МЯСОКРОВИЩУ! (бывалые знают, что это из .EXE). Если она вообще уехала за край карты, а на домогательства было убито полгода - сломя голову несемся за ней, чтобы увидеть, как она "устремила взгляд темных глаз в темноту, как будто как раз на меня". Ат-т-лично. (Да знаю я, что пишется "отлично"...)

{I will put my hands up}

У Чехова после счастья идет период облома. Мисюсь уехала в неизвестность, Анна Алексеевна больше не может встречаться (тайно) с Алехиным, Беликова... гм, выставляют в смешном виде, Старцева (который Ионыч) послали... Они не расшотганивают всех подряд и не пользуются общественным транспортом - они шмыгают носом и надеются, что где-нибудь, как-нибудь, что-нибудь станет лучше. "И жаль было этого своего чувства...", "о, как мы были с ней несчастны!", "а потом лег и уже больше не вставал"... Вместо газа нажимается тормоз, затягивается ручник и прокалываются шины.

{And surrender}

А потом наступает пора смирения. Беликов умер, Алехин стал просто жить в Софьине, Ионыч занял видный пост и получил право кричать на своих подчиненных. Серая посредственность.

{We Can Win The Race}

Эти рассказы ни в коем случае нельзя рассматривать как руководство к действию, если хочется жить весело. Оптимизм ими отрицается. Клаустрофобично длинная повесть "Митина любовь" вообще советует суициднуться - и как теперь жить простому мальчику Васе, искренне верящему учителю литературы? Этот вопрос уже не ко мне. А я повторяю: верьте в то, что все хорошо - и будет действительно так.

Вердикт В.Н.Шацева: 3/5-.