Шекспировский театр главная | новости | актеры | главреж | наши друзья | альбом
liner

Главный режиссер

ВНШ

Владимир Натанович Шацев

Интервью В.Н.Шацева для журнала "На стороне подростка"


Вопросы для бесед-интервью к номеру о театральной педагогике

Коллеги, вот примерные повороты (и возможные конкретные вопросы), которые, как нам кажется, имеет смысл обсуждать в номере журнала "На стороне подростка", посвященном теме "Подросток и театр".

Названия "поворотов", конечно же, условные и списки вопросов не окончательные. Будем благодарны, если вы предложите еще какие-то темы и, быть может, конкретные вопросы.
Надеемся (и будем очень рады, и благодарны) на ваши тексты в этот номер (как впрочем, и в другие тоже) нашего журнала!

Готовы (с удовольствием) ответить на любые ваши вопросы и выслушать любую критику и предложения.

Наталья Касицина,
Михаил Эпштейн


  1. Театр для подростка:

    • Что может предложить театр современному подростку? В чем его миссия? Какому богу служит современный театр и насколько убедительно?

      Театр, который явно не дублирует кино. Другой язык. Но что я имею в виду, не знаю. Современные спектакли смотрю редко. Это может быть фокинский "Ревизор" в Александринке, но опять же сделанный с сознательной оглядкой на Мейерхольда. Его и рекомендую ученикам. Я больше вспоминаю... Таганка прежде всего, "Современник", частично БДТ, ТЮЗ,где я некоторое время работал. Современность же не знаю. Впрочем, удивителен человек-театр Евгений Гришковец. Что он может предложить подростку? Магию устного слова. Она (и оно) преображает повседневность. Он может предложить встречу с, кажется, гениальностью, т.е. звездной бесконечностью, (это необъяснимо) мерцающей сквозь будничную шелуху.



    • Что такое "хороший спектакль для подростков"?

      То же, что и для взрослых. Наши школьники любят Театр дождей. Там есть уникальные спектакли. Такова "Чайка" (Уж явно "комедия" (!) не для деток). Но настоящее искусство, видимо, для всех: Мыслящих. Чувствующих. По Бруку, живой театр. Моя коллега Е.А.Кудасова об этом, думаю, расскажет очень хорошо.



    • В чем разница взрослой и подростковой аудитории для актерской труппы? Кто виноват, когда школьники "голосуют ногами", уходя с середины представления?

      Что за спектакль ? Какие школьники?



    • Как готовить школьника к восприятию театрального действа? Со скольки еще не поздно?

      Чем позже, тем лучше. Для детей - кино. Настоящий театр - условный, он для юных, не так уж и наивных.



    • Есть ли смысл насильно приобщать к театру?

      Нет, конечно.



    • Как обсудить спектакль с подростками?

      Какой спектакль? С какими подростками? Но в любом случае надо обратить внимание на эффекты театрального языка.





  2. Театр с подростками вне школы:

    Все-таки это не ко мне. Мои темы - далее, в разделах № 3 и 4.

    • Какие подростки сейчас приходят в театральные коллективы заниматься? Изменилось ли это поколение по сравнению с предыдущими? В чем его особенность?

    • С какого возраста лучше начинать театральную карьеру?

    • Есть ли особые проблемы в работе с подростками по сравнению с другими возрастными категориями?

    • Могут ли дети сами для себя организовать театр? А поставить спектакль?

    • Что значимее для подростков - личность руководителя театрального коллектива, возможность творческой самореализации или общение со сверстниками?

    • Подростки служат Мельпомене или используют ее в своих интересах?

    • Каковы составляющие успешного театрального коллектива?

    • Конфликты в театральном коллективе - какие они? Как удается их разрешать?





  3. Школьный театр:

    • Для чего нужен театр в школе? Какие проблемы возникают с появлением в школе театра? А какие наоборот решаются?

      На уроках надо сидя думать, а на репетициях - воображать и двигаться. Актеры много работают, я им делаю подарки: много хлопотал и добился, чтоб артисты Школьного английского театра смогли поехать в США и показать фрагменты из "Сна в летнюю ночь" в Сент-Луисе; дважды устраивал гастроли в Англии - возили туда "The Government Inspector" (это "Ревизор") и "The Wedding Feast" (чеховская "Свадьба") для участия в настоящем фестивале в графстве Эссекс - Harwich Festival. Так вот проблемы: 1) Кого брать с собой? Талантливые пропускают репетиции. Предпочесть ли их тем, кто честен и обязателен, но менее даровит? Награда за колоссальный труд в течение года - поездка в Англию. Со стороны кажется, что актеры - просто любимчики. Домашние задания по литературе у актеров иногда - другие, индивидуализированные, кажутся легкими. Опять же раздражение одноклассников. Решается много проблем. Питер Брук пишет, что для познания общества лучше изучать не муравейник или улей, а театр, который есть модель мира. Мальчики и девочки общаются. Через классическую цитату это происходит плодотворно; поцелуи, объятия, погони при хорошей музыке и литературе.



    • Набирать в коллектив всех желающих или отбирать талантливых?

      Всех желающих.



    • Конфликты в театральном коллективе - какие они? Как удается их разрешать?

    • Что значимее для подростков - личность руководителя театрального коллектива, возможность творческой самореализации или общение со сверстниками?

      Главным образом, общение со сверстниками.



    • Театр-экспромт или репетиционный театр? За и против.

      Репетиционный театр. Творчество в труде и поиске. Экспромт же - это необходимый элемент, как и вообще в жизни: готовишься к чему-то, а все волею судеб происходит не совсем запланировано. И вот тут-то нужны неожиданные решения. Артист не пришел (!!!) на спектакль; болен и тот, кто тоже знает роль; тогда находится неожиданный человек, который должен сделать чудо. Он (она) прячет текст в шляпе, в веере, пишет его на ладонях и - экспромт на экспромте - (если, конечно, не полный провал) играет.



    • Борьба за качество театральной постановки - кто побежденный, кто победитель? Что считать хорошим школьным спектаклем?

      Насчет побежденных и победителей не понял. Хороший спектакль - тот, о котором воспоминания яркие. Есть фотографии, видеозапись. Воспоминания о том, как играли - волшебные слайды памяти. "Мы сделаны из вещества того же, что наши сны" (Шекспир, "Буря"). Т.е. мы сделаны из того, о чем думаем все время - из картинок минувшего. Кто не помнит роли, сыгранной в школьном спектакле! Она живет с человеком. Мне нравится волошинское "Театр как сновидение".



    • Как и где выбрать пьесу для постановки? Советы авторам пьес для школьных театров. Плюсы и минусы детского сочинительства.

      Нужно искать миниатюры (3-5 страниц) у хороших драматургов, чтоб заучивать первоклассные тексты. На-из-усть - это на всю жизнь: Авторы же пьес для школьных театров, видимо, пишут для своих учеников. Что им советовать? Нечего. Может, только чтоб не забывал о ремарках: обнимаются, целуются, он встает перед ней на колени: Я ставил дважды пьесу ученика. Одна была о школе, другая о Первой мировой войне. И там и там выигрышными моментами были ожившие инсценированные цитаты из "Преступления и наказания", стихов Блока, Гумилева. Но: детям нравилось, что их одноклассник - драматург.



    • Каковы воспитательные возможности школьного театра? Стоит ли ввести урок "Театр" в расписание?

      В школах США такой предмет есть в расписании. Но ученик выбирает его, а мог бы в это же время заниматься физикой или музыкой. В наших условиях Театр в расписании станет обязаловкой.



    • Видите ли вы опасность ухода в театральное действо как уход от реальности, убегание от проблем в иллюзорный мир?

      Совсем от реальности не уйти. Вопросы: творчества и дисциплины, обязательности, важности вторых и третьих ролей плюс много что еще - это сама жизнь. А иногда можно и забыть об угрюмой школьной житухе: задали - не задали; спросят - не спросят; нас отпустили пораньше; а я забыл (а) etc.



    • Не опасна ли для подростков с их неустойчивой психикой дополнительная эмоциональная раскачка театром?

      Нет. Впрочем, не знаю. Сейчас я ставлю только комедии.



    • Какого режиссера нельзя пускать работать в школу?

      Разве много режиссеров стремится школу? Если кто-то хочет, пусть и работает.



    • Советы начинающему режиссеру школьного театра.

      Найди хороший литературный текст, но покороче. Поставь спектакль по одному рассказу Чехонте, но двумя составами. А далее - все получится.




  4. Театр на уроке:

    • Дидактический театр - роскошь или необходимость?

      Не знаю


    • В чем заключается "театральный метод"?

      На уроке литературы читаются в лицах те или иные диалоги. Это запоминается.



    • Театральные методы на уроке - зачем это надо ученику, учителю и администрации? И в чем это может выражаться? Учитель-артист? Учитель-режиссер? Что это означает на практике? Как вы к этому относитесь?

      Учитель-режиссер - вот уровень, вот редко достижимое, но очень нужное. Артист - самый распространенный тип яркого и, видимо, хорошего преподавателя. В.О.Ключевский утверждает, что учитель-актер, ученик-зритель - "не лучший способ взаимоотношений на уроке". Просветитель Лагарп преподавал науки будущему Александру Первому именно так и, по мнению историка, сформировал личность, склонную к прекрасным замыслам, но не способную их реализовать. В данном случае надо учиться не у Станиславского, а у Брехта. Это большая тема, но вкратце попытаюсь ответить. Уроку литературы могут быть близки элементы "эпического" театра: диспут; театр-спорт (никто, как на соревнованиях, не знает, как закончится спектакль или урок); кинофрагмент; ученик (как актер у Брехта) не обязан быть талантливым, важнее его убеждения; скромное оформление. Учитель режиссер - это высокий класс, редко так бывает. Обычно сам пляшешь и поешь, ученики слушают, смотрят. И отключаются.



    • Театрализация при изучении естественнонаучных предметов - в чем польза?

      Не знаю.



    • Может ли театр стать сердцевиной, системообразующим фактором школы? И нужно ли это? Если - "да", то что для этого нужно?

      Не представляю такой школы сейчас. Не понимаю, увы, о чем и речь идет.




<< На главную web design by Nikolay Pakudin 2004