Составители: А.Н.Князев, Т.И.Иванова, Л.И.Амосова.
Программа курса
- Тематический план курса.
- Программа курса для четырехлетнего цикла обучения: [8 класс] [9 класс] [10 класс] [11 класс]
- Программа курса для двухлетнего цикла обучения: [10 класс] [11 класс]
Пояснительная записка
Курс биологии рассчитан не только на учащихся, проявляющих специальный интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем при столкновении с близкими к биологии вопросами правильно ориентироваться в этой области науки и работать в "пограничных с биологией областях".
Для школьников, намеревающихся сделать биологию или медицину своей профессией, учебный процесс предполагается организовать так, чтобы дать возможность познакомиться с отдельными разделами современной биологии более подробно, чем в общем базовом курсе.
Для остальных учащихся данный курс будет последним серьезным обращением к биологии, дающим возможность получить грамотное представление о месте этого комплекса наук в общенаучной сфере, познакомиться со спецификой биологических методов исследований и тех ограничений, которые накладывает на методы исследований природа биологических объектов, получить представление о фундаментальных закономерностях, явлениях и проблемах биологии.
Подготовка школьников по биологии должна обеспечить приобретение фундаментальных комплексных представлений о живой природе и основах методологии естествознания. Уровень знаний школьника должен обеспечить возможность поступления в любой, в том числе и биологический или медицинский ВУЗ. В то же время объем и уровень биологической подготовки должен быть необходимым и достаточным для иных форм реализации личности.
Программа обучения должна обеспечить получение школьниками базовых знаний. В ней доминируют обязательные курсы, общие для всех учащихся ФТШ, в программу которых включены и основы специализации, чтобы дать возможность школьникам ориентироваться в современном многообразии биологических наук. Эту же цель преследует и включение в программу определенного числа часов для факультативных курсов (предметов по выбору). Обучение в период практики, напротив, должно быть максимально индивидуализировано. Каждый школьник обучается по индивидуальному плану, который определяет руководитель практики.
Основной биологический блок для школьников ФТШ включает обязательные базовые биологические дисциплины, которые группируются в три комплекса:
- дисциплины, знакомящие с разнообразием форм жизни (зоология);
- науки, отражающие основные принципы и закономерности функционирования живых систем (основы биохимии, биология клетки, генетика, биология развития, элементы физиологии растений, физиология человека и животных, биология поведения);
- комплекс дисциплин, посвященных анализу организации и развития экологических систем и изучению основных закономерностей эволюции.
Базовый курс предполагает:
- Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
- Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.
- Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.
Факультативные занятия направлены на:
- Ознакомление с классическими направлениями биологии, которые изучались в младших классах средней школы (курсов ботаники, зоологии и анатомии и физиологии).
- Доведение знаний младших школьников до уровня учащихся выпускных классов (в отличие от других естественнонаучных дисциплин, программа по биологии составлена так, что начиная с 5 класса учащиеся получают каждый год абсолютно новый материал, который ни разу не повторяется до выпускных экзаменов и, поэтому, должен быть переосмыслен в старших классах).
Основной задачей факультативов является переосмысление на современном уровне классических разделов биологии. В связи с этим предполагается проведение нескольких последовательных курсов:
- Классическая и современная ботаника.
- Классическая и современная зоология беспозвоночных и позвоночных животных.
- Классическая и современная сравнительная анатомия и физиология животных и человека.
В курсах факультативных занятий необходимо уделять особое внимание истории и развития отдельных областей биологии, а также истории разработки отдельных проблем биологии.
В конце занятий предполагается проведение зачета.
На основе базового курса учащиеся должны знать:
- Из курса зоологии (8 класс).
- Основные принципы классификации Царства животных. Основные анатомические особенности строения представителей важнейших типов животных; иметь представление об эволюции животного царства.
- Основных представителей "местной фауны", особенности их обитания и их место в экосистемах.
- Представлять значение важных в хозяйственном и медицинском отношении видов в жизни человека.
- Из курса анатомии и физиологии человека (9 класс).
- Строение тканей, органов и систем органов человека.
- 3аконы их функционирования.
- Основные принципы регуляции физиологических функций человека.
- Основные закономерности высшей нервной деятельности.
- Уметь связать полученные знания анатомии и физиологии человека с правилами личной гигиены.
- Основываясь на знаниях об анатомии основных классов позвоночных животных и человека, уметь проследить пути эволюции отдельных систем органов в ряду позвоночных.
- Из курса общей биологии (10-11 классы).
- Химический состав живых организмов.
- Основные положения клеточной теории, знать строение клеток, основные биохимические процессы, происходящие в клетке, и молекулярные основы наследственности;
- Способы деления клеток и их биологическое значение.
- Основные способы размножения организмов.
- Основные этапы развития организмов, основные особенности прямого и непрямого развития организмов.
- Основные генетические законы: Менделя, неменделеевское расщепление, генетическое определение пола, уметь связать законы генетики с хромосомной теорией и с молекулярными основами наследственности.
- 3акономерности генотипической и фенотипической изменчивости и их значение для селекционной деятельности и эволюции органического мира.
- Основные положения теории естественного отбора Дарвина.
- Основные положения и понятия синтетической теории эволюции.
- Определение вида, его критерии и основные способы видообразования.
- Основные пути достижения биологического прогресса и, основываясь на знаниях, полученных в курсе зоологии, уметь проиллюстрировать их.
- Современные представления о возникновении жизни на Земле.
- Основные этапы развития органического мира.
- Основные этапы эволюции человека, особенности строения человека в связи с прямохождением, особенности биологической и социальной эволюции человека.
- Определение понятия биоценоза, экосистемы, пищевой цепи. Иметь представление о взаимодействии организмов внутри экосистемы.
- Основные положения учения Вернадского о биосфере.